Маркировка товара включает набор информации о продукции и её упаковке. Она может быть представлена в виде текста, графических символов или общепринятых условных обозначений, которые наносятся на саму продукцию, её этикетку или упаковку.
Промышленная маркировка делится на две основные группы: обязательные сведения, требуемые законодательством, и дополнительная информация, предоставляемая по желанию производителя, с учётом потребностей клиентов и иных факторов.
Маркировка должна обеспечивать безопасное использование продукции, минимально включая штрих-код, дату и время производства, срок годности, а также номер партии и изделия. Существуют и другие виды маркировки, такие как многострочная маркировка, выполняющая функцию этикетки, нанесение товарного знака или графических элементов на продукт или его упаковку.
Ответственность за маркировку продукции (а в случае необходимости и её упаковки, тары и этикеток) возложена на поставщика, будь то производитель, посредник, импортер или иная организация, отвечающая за соответствие информации законодательным требованиям.
Данные, представленные на маркировке, могут быть основаны как на официальных источниках, так и на сторонних материалах или собственных исследовательских данных.
Требования к информации на маркировке, включая её качество и расположение, устанавливаются нормативно-технической документацией или определяются условиями договоров на поставку продукции.
Если оборудование для маркировки не может обеспечить необходимое качество нанесенной информации, следует прилагать сопроводительные документы с необходимыми сведениями к каждой единице продукции.
Основные требования к маркировке:
- Информация должна сохраняться на изделии в течение всего периода его эксплуатации.
- Маркировка должна быть чёткой и заметной на упаковке.
- Необходимо учитывать особенности изделия и обеспечивать качество текста и графики.
- Устойчивость к неблагоприятным внешним факторам должна быть обеспечена.
- Следует избегать излишней информации, которая может затруднить восприятие ключевых данных.
Современные методы маркировки, такие как каплеструйная технология, становятся всё более популярными. Каплеструйные маркираторы, например, от компании ЭБС (Elektronische Beschriftungs-Systeme Ink-Jet Systems GmbH, Германия), позволяют бесконтактно наносить информацию о продукции. Одним из ключевых преимуществ такого оборудования является возможность быстрого изменения наносимой информации в соответствии с требованиями стандартов и запросами производителей.
Официальным представителем EBS GmbH в России выступает компания «Электронные Бизнес Системы», которая не только поставляет оборудование для каплеструйной маркировки, но и предлагает комплексные решения в области промышленного маркирования.