Этикетка является одним из важнейших средств маркировки товара. Они могут выполнять разнообразные функции, в том числе сразу несколько функций одновременно. В число этих функций входит и идентификация товара или торговой марки, и описание товара, его производителя, основных характеристик и порядка использования товара, и указание сорта товара, и просто привлечение внимания. В любом случае, основная задача этикеток – показать товар лицом к покупателю, чтобы покупатель сделал выбор, основываясь на подробной и наглядно оформленной информации о товаре.
Этикетки обладают высокой информационной емкостью и могут содержать разнообразные сведения – наименование товара, его цену, характеристики товара или упаковки (например, габариты, массу или цвет), штрих-код, номер партии, серию, срок годности, дату изготовления. Кроме того, на этикетку наносят различные графические условные обозначения, знаки качества, а также логотип компании-изготовителя. Этикетки являются наиболее информативными среди всех разновидностей носителей маркировки, и могут даже иметь пояснительные тексты.
Этикетки могут быть наклеены как на сам товар, так и на его упаковку, а также могут быть приложены к товару или нанесены другими способами. К содержанию маркировки этикеток предъявляются определенные требования. В частности, на этикетках пищевых продуктов обязательно должны присутствовать сведения о дате изготовления, сроке годности и условиях хранения, пищевой ценности, составе, назначении, условиях применения. Требования к этикеткам непродовольственных товаров могут значительно варьироваться в зависимости от вида товара.
Немалое значение имеет дизайн этикеток, поскольку яркое и привлекательное оформление товара влияет на положительное решение покупателя о приобретении товара. Красиво оформленная этикетка привлекает внимание и повышает эффективность рекламы торговой марки, увеличивая ее популярность и, следовательно, количество продаж. А известность бренда зачастую дает повод для наценок, что, в свою очередь, не может не сказаться на прибыли.
Изготовление и маркировка этикеток является сложным технологическим процессом и выполняется с использованием специализированных принтеров, наносящих текст и графические изображения на клейкую бумагу небольшой площади. Существует два основных метода нанесения маркировки на этикетки – термопечать и термо-трансферная печать. Термо-этикетки отличаются меньшим сроком службы, чем термо-трансферные, в связи с чем такие этикетки применяются в разных областях.
При термо-трансферной печати этикеток используют красящую ленту. В принтер загружаются этикет-ленты, которые могут быть как бумажными, так и изготовленными из материала, в состав которого добавляют полипропилен с целью увеличения износоустойчивости. Термо-трансферные принтеры способны печатать и на тканевой основе, что постоянно применяется для маркировки этикеток мягких игрушек и одежды.
Принтеры для маркировки этикеток бывают довольно разнообразными. Есть и крупногабаритные промышленные принтеры, а есть и настольные, и мобильные модели. Промышленные обладают высокой производительностью и могут работать в довольно агрессивной среде складов и производственных помещений, где бывает весьма высокая влажность воздуха и обилие пыли. Настольные обладают средней производительностью и прекрасно подходят для работы в условиях офисов.
Разнообразие моделей принтеров для маркировки этикеток позволяет выбрать наиболее подходящую модель для конкретного производственного или торгового предприятия. Этикетки, маркированные с помощью таких принтеров, могут использоваться в весьма широкой области. Основные направления применения таких этикеток – промышленность, торговля, логистика, дистрибуция, медицина и фармацевтика.
Этикетки в производственной сфере предоставляют возможность эффективного ведения учета материалов и готовой продукции, при этом снижая объемы трудовых затрат. После того, как на продукцию наклеен штрих-код, который затем вносится в базу данных, учет делается в полной мере автоматизированным. В сфере логистики этикетки используются для учета поступающих на склад и отгруженных товаров, а также для учета движения товаров между складами или в пределах одного склада.
В торговле этикетки в целях ведения учета используются наиболее широко и весьма упрощают работу по учету товаров. Штрих-коды сканируются на кассах розничных магазинов, и в учетную базу данных сразу заносится информация о реализации товара.
Принтеры для маркировки этикеток работают в комплекте со специальными программами для печати этикеток. Кроме того, большинство популярных программных продуктов для учета также имеют возможность печати этикеток и ценников.