С понятием штрих кода знакомо абсолютное большинство обычных пользователей. Если вы хоть раз посещали магазин с продуктовыми или непродовольственными товарами, то наверняка замечали, как перед оплатой кассир освещает специальным устройством полоски, нанесенные на упаковку, после чего «пробивает» товар. Именно эти полоски называются штрих кодом, а устройство, обеспечивающее попадание специальных лучей на штрих код, – это сканер. С помощью сканера сотрудники производственных предприятий, складов и торговых точек получают информацию, зашифрованную в штрих коде. Так, попадая в зону действия лучей сканера, содержимое штрих кодов отображается в информативном виде на экране кассового аппарата.
Штрих коды для автоматической идентификации продукции
Нанесение штрих кода на товар делает возможной его идентификацию в автоматическом режиме. Автоматическая идентификация предусматривает:
- распознавание,
- расшифровку,
- обработку,
- передачу,
- сохранение информации с минимальным участием оператора.
Автоматическая идентификация состоит из нескольких самостоятельных этапов, а именно:
- Создания кода с помощью программного обеспечения.
- Маркировки с помощью специального оборудования.
- Чтения посредством распознавания закодированных данных.
Задачей штрихкода является обеспечение оптимальных условий для обнаружения и передачи информации о предметах, нуждающихся к контроле и отслеживании. Как правило, процедуры по нанесению штрихов в кодах осуществляются с применением самоклеящихся этикеток. Такие этикетки без проблем фиксируются на любых поверхностях. Аналогичным образом коды могут наноситься непосредственно на упаковку различных видов:
- флаконы,
- конверты,
- боксы из картона и пластика,
- бутылки,
- книги,
- мебельные изделия и так далее.
В результате оператор (продавец, приемщик товара и т. д.) или конечный потребитель получают необходимую информацию о продукте.
Что такое штрих-код?
Штрих коды представляют собой уникальный номер, принадлежащий конкретному товару. В процессе «пробития» товара, сканер считывает идентификационные данные и передает их в компьютер, который, в свою очередь, обеспечивает быстрый поиск наименования и стоимости в базе данных. Таким образом, маркировка в виде нескольких штрихов является индивидуальным товарным знаком, упрощающим автоматическое считывание. Каждый штрих является частью уникального в мировых масштабах кода, содержащего в себе базовую информацию по продукту.
Код, рассматриваемый нами в этой статье, состоит из штрихов-линий, имеющих разные показатели толщины и разные промежутки между штрихами. Непосредственно под рисунком, образованным из штрихов, указаны цифровые обозначения. Кодирование осуществляется посредством изменения ширины штрихов и их расположения. Попадание источника света на местоположение кодов вызывает фиксацию изменений относительно количества отраженных лучей. Таким образом, изображение преобразуется в буквенно-цифровые символы, а маркировка, представленная кодом, сходна с кодами, хранящимися в памяти компьютера.
Все современные символики, используемые при нанесении штриховых кодов, разработаны с целью оптимизации таких базовых параметров, как:
- Высокие показатели разрешения или информационной плотности. Существуют коды малых размеров, предусматривающие возможность печати и применения при маркировке изделий с ограниченным пространством для крепления. Например, миниатюрные коды используются для нанесения на печатные платы.
- Рациональное расположение с исключением рисков ошибок при прочтении. Нанесение с соблюдением таких условий особенно актуально для медицинской сферы.
- Простая дешифровка. Существуют коды, основанные на простой технологии кодирования и совместимые с большим количеством сканирующего оборудования.
На территории России и мира используется преимущественно разновидность кодов EAN, принятая в Европе. Кроме того, к списку популярных языков, применяемых в маркировке, относятся UPC, Interleaved 2 of 5, GS1-128, Codabar и так далее. Общее количество форматов штрихкодов и их модификаций составляет примерно 20 символик. Эти форматы различаются с точки зрения сферы использования.
Требования и рекомендации к нанесению штриховых кодов
При нанесении штрихкодов на продукцию необходимо учитывать следующие обязательные условия:
- диаметр точек не менее 0,3 миллиметров;
- толщина линий не менее 0,25 миллиметров;
- толщина замкнутой рамки минимум в 2-3 раза больше минимальной;
- отсутствие сочетаний больших плашечных полей с мелкими одноцветными элементами при выворотке шрифта менее трех миллиметров;
- расстояние от начала печатных элементов и края материала не менее 10 миллиметров.
Так как реакцию сканера провоцирует чередование полей темного и светлого цветов, рекомендуется увеличение контраста между штрихами и пробелами. При печати применяются преимущественно красители темных цветов. Фон этикетки или места под нанесение на упаковке должен быть светлым. Для сохранения целостности дизайна следует выбирать цвета, присутствующие на упаковке и соответствующие концепции оформления. Оптимальные сочетания цветов штрихов и фона – синий, коричневый, зеленый, черный с белым, желтым и оранжевым. В случае соблюдения описанных выше правил и рекомендаций, нанесение штрих кодов возможно на материалы любого цвета и типов.
Вас заинтересует:
Маркировка на пластике
Маркировка металлических труб
Маркировка специализированного оборудования
Маркирование товаров и продукции
Маркировка изделий
Промышленная маркировка
Нанесения штрих-кода
Для чего нужна маркировка проводов и кабелей?